УМК « ГАРМОНИЯ»
О программе «Гармония»
Программа
начального образования (1-4) «Гармония» является результатом многолетнего
научно-методического поиска путей совершенствования начального образования.
Ведущей
идеей комплекта, по мнению авторов, является учебная деятельность младших
школьников, ее способы (постановка и решение учебной задачи, самоконтроль,
самооценка, продуктивное общение), обеспечивающие комфортные условия развития
ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих
требованиям Государственного образовательного стандарта.
Первой
особенностью комплекта «Гармония» является стремление преодолеть объективно
сложившееся разделение традиционной и развивающих систем обучения
на основе органичного соединения подтвердивших жизненность положений традиционной
методики и новых подходов к решению методических проблем.
Вторая
особенность заключается в том, что в нем нашли методическое воплощение основные
направления модернизации школьного образования (гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, деятельностный
и личностно ориентированный подход к процессу обучения).
Еще
одной особенностью является утверждение, что каждый учебный предмет является
источником интеллектуального и эмоционального развития ребенка, его
познавательных интересов, умения общаться со взрослыми и сверстниками, возможно
полно выражать свои мысли.
Реализованные
в учебниках методические подходы создают условия для понимания ребенком изучаемых
вопросов, для гармоничных отношений педагога с учеником и детей друг с другом,
обеспечивают ситуации успеха за счет мер по целенаправленному преодолению трудностей
обучения.
Среди этих мер авторы учебников отмечают:
·
ориентировку учебных курсов на
формирование у младших школьников общих
способов действий и усвоение понятий;
·
формирование
у младших школьников причинно-следственных связей,
закономерностей и зависимостей;
·
использование
в учебном процессе различных способов, средств и форм организации учебной работы;
·
включение
в учебные курсы систем заданий, которые учитывают одновременно особенности
содержания учебного предмета и психологические
характеристики возраста, баланс между логикой и интуицией, словом и
наглядным образом, осознанным и подсознательным, догадкой и рассуждением.
Также
специфика содержания учебных предметов находит отражение в методике
обучения.
Комплект
обеспечивает: целенаправленное формирование приемов умственной деятельности; приоритет
самостоятельной деятельности учащихся при
усвоении содержания; понимание ребенком изучаемых вопросов; условия
гармоничного отношения в системах «учитель - ученик», «ученик - ученики»;
деятельность каждого ученика в ситуации успеха.
Особенностью данной программы обучения и воспитания младших школьников является ее направленность на преодоление объективно сложившегося разделения между традиционной и развивающей системами обучения на основе органичного соединения подтвердивших свою жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем.
Данная программа адаптирована к
психологическим особенностям современного младшего школьника и методически
грамотна. Программа обеспечена полным комплектом учебников и рабочих тетрадей с
1 по 4 класс.
Комплект «Гармония» для 4-летней начальной школы включает в себя уже
известные учителям и методистам учебно-методические комплекты по следующим
учебным предметам:
– Обучение грамоте
Азбука. Авторы Н.М. Бетенькова,
В.Г. Горецкий, Д.С. Фонин.
Букварь. Авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко,
Н.М. Бетенькова, О.Е.Курлыгина.
– Русский язык. Авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.
– Литературное чтение. Автор О.В. Кубасова.
– Математика. Автор Н.Б. Истомина.
– Окружающий мир. Авторы О.Т. Поглазова, В.Д.
Шилин.
– Технология. Автор Н.М. Конышева.
С 2009 года комплект «Гармония»
планируется дополнить учебно-методическими комплектами по таким дисциплинам,
как:
– Английский язык
– Изобразительное искусство
– Музыка
Таким образом, комплект «Гармония» будет полностью
обеспечивать учебный процесс в начальной школе учебно-методическими пособиями
по всем предметам, включённым в Федеральный базисный учебный план.
Все учебники комплекта
"Гармония" рекомендованы Министерством образования и
науки Российской Федерации, включены в Федеральный перечень
учебников.
Рассматривая учебные книги, входящие в комплект (учебник, учебник-тетрадь,
тетради с печатной основой), как модель учебного процесса, интегрирующую
предметное содержание и виды познавательной деятельности, авторы комплекта
«Гармония» реализовали в системе учебных заданий:
Основные
положения методик обучения отдельным дисциплинам
Русский язык:
• создание условий для осознания
ребенком себя как языковой личности, формирование у него уважения к языку и к
себе как к его носителю.
Направленность учебной работы на становление (совершенствование) всех видов речевой деятельности:
говорения, слушания, письма, чтения.
Вопросам речевой
культуры посвящены специальные темы курса;
• непрерывное движение ребенка от
практического пользования языком к «открытию» его устройства и осознанному владению им. Изучение языка сопровождается работой
над культурой устной и письменной речи младших школьников;
• развитие лингвистического
мышления и языковой интуиции, природного чувства слова и интереса к изучению языка.
Системное развитие орфографической зоркости и орфографического самоконтроля у
младших кольников. Предусмотрена система обучения особому способу
письма -
письму с «окошками».
Математика:
• умения и навыки, которые необходимы для овладения умениями выполнять этот вид учебных заданий. При
этом основное внимание уделяется формированию у школьников умения читать текстовые задачи,
усваивать конкретный
смысл действий сложения и вычитания, приобретать опыт в соотнесении предметных,
словесных, схематических и символических моделей;
• учет
особенностей возраста детей: в учебник включены диалоги между Мишей и
Машей, с помощью которых ученикам предлагаются для
обсуждения различные точки зрения,
комментируются способы действий,
анализируются ошибки. Диалоги привлекают учеников к обсуждению, де
лают их активными участниками учебного
процесса, учат сотрудничать.
Литературное
чтение:
• общая логика расположения
литературного материала и ее соответствие ведущим учебным задачам по курсу представляется
следующими направлениями:
наработка технической базы чтения (2-й класс); накопление литературных, идейно-тематических и
жанровых представлений (3-й класс); литературное развитие учащихся на основе
упорядочивания литературных
впечатлений в рамках видо-жанровых особенностей (4-й
класс);
• центральная линия курса - формирование навыка чтения и
умений работать с текстом;
• литературное образование младших школьников
достигается благодаря соответствующим вопросам и заданиям к текстам, а также в
силу систематизации учебного материала по
принципу принадлежности к тому или иному виду, роду, жанру литературы;
• упорядоченное накопление
литературных представлений (когда в каждый раздел учебника включены
произведения одного литературного жанра) позволяет педагогу научить детей выбирать
адекватный способ
чтения и соответствующие особенностям
текстов творческие и практические виды работ
и является непременным условием последующих литературных обобщений;
• особое внимание уделяется
соблюдению преемственности литературного развития и образования учащихся начального и
среднего звена школы.
Окружающий мир:
• группировка учебного материала по
трем стержневым линиям изучения окружающего мира: окружающий мир многогранен, интересен и все время изменяется - наблюдай его, интересуйся тем,
каким он был; опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни
- уважай и изучай его; природа жизненно необходима тебе и ранима - знай об этом
и береги ее красоту и гармонию;
• последовательное развитие
представлений учащихся об окружающем мире: о многообразии объектов природы (1-й и 2-й
классы); об их изменчивости
(3-й класс); дополнение о пространстве и времени (4-й класс).
В процессе обучения по УМК «Гармония» у младшего
школьника целенаправленно
и систематически формируются приемы умственной деятельности: анализ и синтез,
сравнение, классификация, аналогия и обобщение.
Учебная деятельность сочетается с коммуникативной.
Ученика, обучавшегося по этому комплекту, отличает умение
строить собственные высказывания, анализировать суждения других людей.