УМК « ГАРМОНИЯ»

 

О программе «Гармония»

       Программа начального образования (1-4) «Гармония» является результатом многолетнего научно-методического поиска путей совершенствования начального образования.

       Ведущей идеей комплекта, по мнению авторов, является учебная деятельность младших школьников, ее способы (постановка и решение учебной задачи, самоконтроль, самооценка, продуктивное общение), обеспечивающие комфортные условия развития ребенка в процессе ус­воения знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям Госу­дарственного образовательного стандарта.

       Первой особенностью комплекта «Гармония» является стремление преодолеть объективно сложившееся разделение традиционной и разви­вающих систем обучения на основе органичного соединения подтвердив­ших жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем.

        Вторая особенность заключается в том, что в нем нашли методическое воплощение основные направления модер­низации школьного образования (гуманизация, гуманитаризация, диффе­ренциация, деятельностный и личностно ориентированный подход к про­цессу обучения).

       Еще одной особенностью является утверждение, что каждый учеб­ный предмет является источником интеллектуального и эмоционального развития ребенка, его познавательных интересов, умения общаться со взрослыми и сверстниками, возможно полно выражать свои мысли.

        Реализованные в учебниках методические подходы создают условия для понимания ребенком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений педагога с учеником и детей друг с другом, обеспечивают ситуации успеха за счет мер по целенаправленному преодолению трудностей обучения.

 

Среди этих мер авторы учебников отмечают:

·         ориентировку учебных курсов на формирование у младших школьников общих способов действий и усвоение понятий;

·        формирование у младших школьников причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей;

·        использование в учебном процессе различных способов, средств и форм организации учебной работы;

·        включение в учебные курсы систем заданий, которые учитывают одновременно особенности содержания учебного предмета и психологиче­ские характеристики возраста, баланс между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, догадкой и рассу­ждением.

 

     Также специфика содержания учебных предметов находит отраже­ние в методике обучения.

     Комплект обеспечивает: целенаправленное формирование приемов умственной деятельности; приоритет самостоятельной деятельности уча­щихся при усвоении содержания; понимание ребенком изучаемых вопро­сов; условия гармоничного отношения в системах «учитель - ученик», «ученик - ученики»; деятельность каждого ученика в ситуации успеха.

        Особенностью данной программы обучения и воспитания младших школьников является ее направленность на преодоление объективно сложившегося разделения между традиционной и развивающей системами обучения на основе органичного соединения подтвердивших свою жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем.

         Данная программа адаптирована к психологическим особенностям современного младшего школьника и методически грамотна. Программа обеспечена полным комплектом учебников и рабочих тетрадей с 1 по 4 класс.

 

Комплект «Гармония» для 4-летней начальной школы включает в себя уже известные учителям и методистам учебно-методические комплекты по следующим учебным предметам:  

– Обучение грамоте

        Азбука. Авторы Н.М. Бетенькова, В.Г. Горецкий, Д.С. Фонин.

        Букварь. Авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова, О.Е.Курлыгина.

– Русский язык. Авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.

– Литературное чтение. Автор О.В. Кубасова.

– Математика. Автор Н.Б. Истомина.

– Окружающий мир. Авторы О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин.

– Технология. Автор Н.М. Конышева.

          

       С 2009 года комплект «Гармония» планируется дополнить учебно-методическими комплектами по таким дисциплинам, как:

– Английский язык

– Изобразительное искусство

– Музыка

 

           Таким образом, комплект «Гармония» будет полностью обеспечивать учебный процесс в начальной школе учебно-методическими пособиями по всем предметам, включённым в Федеральный базисный учебный план.

          Все учебники комплекта "Гармония" рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации, включены в Федеральный перечень учебников.

 

          Рассматривая учебные книги, входящие в комплект (учебник, учебник-тетрадь, тетради с печатной основой), как модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, авторы комплекта «Гармония» реализовали в системе учебных заданий:

Основные положения методик обучения отдельным дисциплинам

Русский язык:

  создание условий для осознания ребенком себя как языковой личности, формирование у него уважения к языку и к себе как к его носите­лю. Направленность учебной работы на становление (совершенствование) всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
Вопросам речевой культуры посвящены специальные темы курса;

  непрерывное движение ребенка от практического пользования языком к «открытию» его устройства и осознанному владению им. Изучение языка сопровождается работой над  культурой устной и письменной речи младших школьников;

  развитие лингвистического мышления и языковой интуиции, природного чувства слова и интереса к изучению языка. Системное развитие орфографической зоркости и орфографического самоконтроля у младших кольников. Предусмотрена система обучения особому способу письма -
письму с «окошками».

 

 

 

 

Математика:

•  умения и навыки, которые необходимы для овладения умениями выполнять этот вид учебных заданий. При этом основное внимание уделяется формированию у школьников умения читать текстовые задачи, усваивать конкретный смысл действий сложения и вычитания, приобретать опыт в соотнесении предметных, словесных, схематических и символических мо­делей;

        учет особенностей возраста детей: в учебник включены диалоги между Мишей и Машей, с помощью которых ученикам предлагаются для
обсуждения различные точки зрения, комментируются способы действий,
анализируются ошибки. Диалоги привлекают учеников к обсуждению, де­
лают их активными участниками учебного процесса, учат сотрудничать.

 

 

 Литературное чтение:

  общая логика расположения литературного материала и ее соответ­ствие ведущим учебным задачам по курсу представляется следующими направлениями: наработка технической базы чтения (2-й класс); накопление литературных,   идейно-тематических   и   жанровых   представлений   (3-й класс); литературное развитие учащихся на основе упорядочивания лите­ратурных впечатлений в рамках видо-жанровых особенностей (4-й класс);

  центральная линия курса - формирование навыка чтения и умений работать с текстом;

  литературное образование младших школьников достигается бла­годаря соответствующим вопросам и заданиям к текстам, а также в силу систематизации учебного материала по принципу принадлежности к тому или иному виду, роду, жанру литературы;

  упорядоченное накопление литературных представлений (когда в каждый раздел учебника включены произведения одного литературного жанра) позволяет педагогу научить детей выбирать адекватный способ
чтения и соответствующие особенностям текстов творческие и практические виды работ и является непременным условием последующих литературных обобщений;

  особое внимание уделяется соблюдению преемственности литературного развития и образования учащихся начального и среднего звена школы.

 

 

Окружающий мир:

  группировка учебного материала по трем стержневым линиям изу­чения окружающего мира: окружающий мир многогранен, интересен и все время изменяется - наблюдай его, интересуйся тем, каким он был; опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни - уважай и изучай его; природа жизненно необходима тебе и ранима - знай об этом и береги ее красоту и гармонию;

  последовательное развитие представлений учащихся об окружающем мире: о многообразии объектов природы (1-й и 2-й классы); об их из­менчивости (3-й класс); дополнение о пространстве и времени (4-й класс).

В процессе обучения по УМК «Гармония» у младшего школьника це­ленаправленно и систематически формируются приемы умственной деятельности: анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обоб­щение. Учебная деятельность сочетается с коммуникативной.

Ученика, обучавшегося по этому комплекту, отличает умение строить собственные высказывания, анализировать суждения других людей.

 

Сайт управляется системой uCoz
Сайт управляется системой uCoz