УМК
«Планета знаний»
Целью данного комплекта является
создание образовательного пространства, характеризующегося разнообразием видов
учебной деятельности, в котором младший школьник выступает как субъект,
обладающий правом выбора вида учебной деятельности, партнера, средств и пр.
Образовательное пространство УМК
"Планета знаний" обеспечивает:
·
практическое усвоение учащимися нового стандарта начального общего образования
(в том числе общеучебных умений, навыков и способов деятельности);
·
формирование, развитие и сохранение у учащихся интереса к учебной деятельности;
·
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей путем
построения для каждого учащегося своей траектории усвоения учебного материала;
·
интеллектуальное, эмоционально-ценностное, социально-личностное,
познавательное, эстетическое развитие и саморазвитие ребенка и сохранение его
индивидуальности;
·
проявление самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в
различных видах деятельности.
Предметное содержание и структура
представляемого УМК «Планета знаний» соответствуют требованиям нового
Государственного стандарта начального общего образования, базируются на
Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено),
современных педагогических технологиях, общей концепции самого
учебно-методического комплекта.
УМК «Планета знаний» состоит из учебников,
рабочих тетрадей, дидактических и методических пособий по всем основным
предметам для всех классов начальной школы. Авторский коллектив, создавший его,
с полным основанием можно назвать учительским.
«Букварь», «Прописи» и «Русский язык» для 1
класса подготовили заслуженные учителя Российской Федерации Т.М. Андрианова и
к.п.н. В.А. Илюхина.
«Литературное чтение» для 1–4 классов создано
заслуженным учителем Российской федерации, к.п.н. Э.Э. Кац.
«Английский язык» для 2– 4 классов написали
учителя с большим стажем практической работы Е.В. Насоновская, Н.Ю. Горячева,
С.В. Ларькина.
Учитель-историк, к. ист. н. Е.В. Саплина – один
из авторов учебников «Окружающий мир» для 3– 4 классов.
В создании комплекта участвуют известные
ученые-педагоги. Под руководством академика Российской академии образования
М.И. Башмакова подготовлена «Математика» для 1–4 классов, «Русский язык» для 2–
4 классов написан к.п.н. Л.Я. Желтовской, «Музыка» – д.п.н. Т.И. Баклановой,
«Изобразительное искусство» – д.п.н. Н.М. Сокольниковой. Соавторами учебных
материалов по предмету «Окружающий мир» являются профессор И.В. Потапов, к.п.н.
Г.Г. Ивченкова и к.ист.н. А.И. Саплин.
Ценнейший опыт научной и практической
деятельности авторского коллектива воплощен в УМК «Планета знаний».
Основная особенность этого комплекта заключается
в его целостности – в единстве структуры учебников, в единстве форм
учебного процесса, в единстве используемых учебных схем, в единстве сквозных
линий типовых заданий, в единстве подходов к организации учебной и внеучебной
деятельности.
Структура, организация учебного материала,
система заданий, оформление всех учебных материалов УМК «Планета знаний» несут
смысловую нагрузку, направлены на развитие младших школьников и формирование у
них общеучебных умений и навыков.
Содержание каждого учебника делится на три–пять
крупных разделов, которые начинаются со специального разворота – маршрута, где
изобразительными средствами представлены содержание, логика и этапы изучения
материала, что позволяет учащимся представить последовательность изложения
учебных тем и сформировать понимание плана их изучения. Каждый урок делится на
инвариантную и вариативную части. Каждый раздел учебника завершается
проверочной работой, тренинговыми заданиями и проектной деятельностью.
Такая структура учебников и рабочих тетрадей
обеспечивает возможность организации дифференцированного подхода к обучению.
Авторский коллектив исходил из того, что дифференцированный подход к
обучению –это прежде всего учет индивидуального темпа развития ребенка и
построение его личной траектории движения в образовательном пространстве.
Первый уровень дифференциации реализуется через
деление учебного материала во всех учебниках и рабочих тетрадях на инвариантную
и вариативную части. Инвариантная часть соответствует обязательному
минимуму содержания и содержит в себе необходимый учебный материал. Вариативная
часть включает дополнительный материал.
В любой школе, в любом классе все дети разные по
уровню и темпу развития. И учащимся предлагается сделать выбор. Ближайшая цель
– обязательный минимум содержания, перспективная цель – достижение максимального
уровня освоения материала, предлагаемого авторами, безусловно, с учетом
возрастных возможностей младших школьников.
Инвариантная и вариативная части в учебных
материалах имеют разную цветовую окраску. Для облегчения выбора все однотипные
задания во всех учебниках и рабочих тетрадях имеют свою маркировку: это
обеспечивает комфорт ученику и учителю при работе с частями комплекта.
Второй уровень – в вариативной части
представлена система разнообразных заданий по видам деятельности (творческой,
интеллектуальной и поисковой).
Наиболее сложные задания включены в «интеллектуальный
марафон». Они ориентированы на развитие у детей самостоятельности,
инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно
использовать знания в нестандартной ситуации.
Задания повышенной сложности отличаются
разнообразием по сложности, по типам и форме представления результата.
Вся система заданий («творческие задания»,
задания на «информационный поиск», «дифференцированные задания» и
«интеллектуальный марафон») направлена на формирование у младших школьников
умения учиться. Она, с одной стороны, предоставляет ученику пространство
самостоятельного выбора заданий, соответствующих уровню его подготовленности, а
с другой стороны – дает учителю возможность конструировать уроки с опорой на
индивидуальные возможности каждого ученика и общий уровень подготовленности
всего класса.
Третий уровень – проверочные и тренинговые
задания. Они есть в учебниках и рабочих тетрадях и направлены на
формирование у младших школьников навыка самоконтроля; обеспечивают
индивидуальную работу с учащимися и диагностику их знаний; способствуют
организации самостоятельной работы школьников.
Четвертый уровень – проектная деятельность. Проекты представлены
на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике. Работа над проектами
способствует умению планировать и организовать свою деятельность,
расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, формирует у них
умение работать с информацией и умение работать в разных группах, выполняя
разные социальные роли (приобретаются коммуникативные умения), развивает
творчески. Эта форма работы носит исключительно добровольный характер и поможет
учителю в организации внеурочной деятельности. В учебниках представлены
творческие, информационные и практико-ориентированные проекты.
Содержание УМК создает условия для проявления
самостоятельности и инициативности, развития творческих способностей ребенка в
различных видах и формах деятельности. Одной из форм является «работа
в паре». Учащимся предоставляется возможность «учиться, обучая»: объяснять
учебный материал другим, переосмысливать свои знания, рефлексировать, смотреть
на объясняемое с новых, не ученических позиций. Процесс обучения при «работе в
паре» приближается к реальной жизни, в которой приходится быстро
ориентироваться в изменяющейся обстановке. Более того, «работа в паре» помогает
детям в формировании коммуникативных навыков.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что
все структурные составляющие комплекта «Планета знаний» позволяют прежде всего
формировать у учащихся такие общеучебные умения и навыки, как: умение решать
творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций; работать с учебными,
художественными и научно-популярными текстами; овладевать первоначальными
умениями поиска необходимой информации; самостоятельно устанавливать
последовательность действий для решения учебной задачи; определять способы
контроля и оценки деятельности; определять причины возникающих трудностей и
пути их устранения; умение договариваться, распределять работу, оценивать общий
результат деятельности и свой вклад в него.
Авторский коллектив стремился средствами УМК
«Планета знаний» создать комфортный и результативный для учителя и ученика
процесс обучения; предоставить условия для формирования и развития у учащихся
интереса к учению; продемонстрировать интеграцию учебной и внеурочной
деятельности в единый учебно-воспитательный процесс; обеспечить реальную
социализацию учащихся.