«Начальная школа XXI века»
(научный руководитель - Н.Ф. Виноградова)
Комплект
базируется на теории деятельности А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина,
В.В. Давыдова.
Общая цель обучения -
формирование ведущей для этого возраста
деятельности. Цель педагогов начальной школы - не просто научить
ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности; цель
ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание
выступают как средство достижения этой цели.
Учебно-методический
комплект функционирует в соответствии с Государственным стандартом начального
общего образования и предназначен
для массовой школы. Исходя из этого авторским коллективом
созданы средства обучения для
учащихся (учебники, рабочие тетради) и учителей (книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.).
Формы,
средства и методы обучения направлены на формирование у младшего школьника
предпосылок (в 1-м полугодии первого класса), а затем умений учебной деятельности. Комплект программ содержит
специальный раздел «Учебная деятельность».
Среди принципиальных особенностей УМК
авторы-разработчики выделяют
следующие.
• Сопровождается
педагогической диагностикой.
Основными целями педагогической диагностики,
в отличие от мониторинга и контрольной работы, является, во-первых, получение объективных
данных о продвижении ученика в
формировании у него умений учебной деятельности; во-вторых, не количественная (ученик справился - ученик не
справился с заданием), а качественная
(почему не выполнил конкретное задание, каждая ошибка
имеет свою причину) оценка усвоения
учащимися изученного материала, в том
числе их умение применить освоенные способы действия в стандартных и
нестандартных ситуациях.
• В процессе обучения реализуется интегрированный подход. Комплект содержит
интегрированные курсы: «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Русский
язык» и «Математика». Дело в том, что, по мнению авторов УМК, начальная школа должна
быть природосообразной, то есть соответствовать
потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной
продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные
особенности их познавательной деятельности и уровень социализации. С этой точки зрения особенно
важен адаптационный период, организация
которого должна помочь каждому первокласснику с учетом его готовности к школьному обучению безболезненно
перейти от дошкольного детства к школьному этапу жизни. Интегрированные
учебные дисциплины наряду с
образовательными функциями как раз и обеспечивают реализацию функции «мягкой» адаптации детей к новой
деятельности. Методика обучения этим предметам строится на приоритетном
использовании
наглядно-образного мышления как
типичного для детей этого возраста, на особом
внимании к игровым методам обучения и такой организации учебного процесса, которая обеспечивает ситуацию
успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном
темпе.
• Учебная задача имеет
приоритет перед задачей практической, традиционно используемой в
начальной школе. В основе решения учебной задачи - обнаружение, выбор из
имеющихся или реализация способа решения. Деятельность ученика направлена не на
получение результата - ответа, а на процесс
решения. Выполнение отдельно взятого задания открывает перед учеником
перспективу понимания и установления способа разрешения аналогичных или типовых учебных ситуаций, способствует переносу знания в нестандартную ситуацию. Авторы
используют возможности каждого
предмета для развития умений учебной деятельности: понимать и решать учебную задачу; анализировать,
сравнивать и классифицировать;
устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, а также качества и признаки предметов (объектов);
работать с моделями; осуществлять
контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. Так, если обсуждать
позицию школьника, то это ответ на вопросы:
«Зачем я учусь?», «Что я должен
сделать, чтобы решить эту учебную задачу?», «Каким способом я выполняю учебную задачу и как я это делаю?», «Каковы мои успехи и что у меня не получается?». С
позиции содержания и структуры средств обучения - это новые подходы к
развитию контролирующей и оценочной
деятельности учащихся (рубрика «Проверь себя», задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибки» и др.) и т.д.
• В ходе обучения реализуется дифференцированный подход. Авторская позиция в
создании новых подходов к дифференциации обучения
заключается
в целенаправленной педагогической помощи и поддержке школьника в условиях
гетерогенного разноуровневого класса. Учебники и тетради содержат разноуровневые задания. Для предупреждения и преодоления причин
трудностей учеников в учении комплект имеет тетради для индивидуальной и
коррекционно-развивающей работы, что и позволяет учителю отойти от традиционно
принятой ориентировки на среднего ученика и проводить целенаправленную работу в
зависимости от успешности обучения. В учебно-методическом комплекте
представлена система работы учителя начальной школы по устранению причин
трудностей, возникающих у младшего школьника в процессе изучения различных предметов. Таким образом, УМК «Начальная школа
XXI века» реализует в
образовательном процессе право ребенка на
свою индивидуальность. Все средства
обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого
ребенка, а также уровень его общего
развития. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, что позволяет создать
достаточно высокий эрудиционный фон обучения,
обеспечив, с одной стороны, снятие обязательности усвоения всех предъявленных знаний (ребенок может, но не должен это усвоить), а с другой стороны, дав
возможность каждому работать в
соответствии со своими возможностями (рубрики учебников «Для
тех, кто хорошо читает», «Путешествие
в прошлое», «Этот удивительный
мир» и др.). В процессе обучения
широко используются различные формы
организации учебного процесса (в
первую очередь, групповая).
• Отдельные
учебные предметы в комплекте решают общиедидактические задачи.
Важнейшими дидактическими задачами являются
следующие:
*расширение круга
представлений, общего кругозора и эрудиции на основе дальнейшего развития
учебно-познавательной мотивации ученика;
*расширение и закрепление учебных действий
ребенка, их отдельных операций и
последовательности;
* развитие у школьников контроля и
самоконтроля, оценки и самооценки как
важнейших показателей сформированности учебной
деятельности;
*выявление детей, у которых не сформированы те или иные умения, навыки, качества и корректировка учебного
процесса с целью организации
специальной помощи этим детям.
Основные положения методик обучения отдельным
дисциплинам
Русский язык:
•ведущие задачи курса - развитие младшего школьника, раскрытие перед ним особенностей родного языка, привитие
любви и интереса к языку, формирование
навыка грамотного письма, развитие устной и, главное, письменной речи; курс
является первым этапом непрерывного лингвистического образования учащихся: учебный материал излагается не
концентрически, а линейно, реализуя
научный подход к анализу языковых явлений;
• авторами выделяются
три блока учебного содержания: «Как устроен наш язык» (знакомство с основными
лингвистическими знаниями), «Правописание» (формирование грамотного письма),
«Развитие речи» (развитие речи учащихся). Эти блоки взаимосвязаны, но самостоятельны.
Они же одновременно являются структурными единицами учебника и представляют собой объединение уроков,
реализующих определенную цель обучения.
Литературное чтение:
• приоритетная задача курса - углубление
интереса к чтению и литературе, осознанию
учеником значения читательской деятельности как средства успешности обучения и развития человека, формирование умений работать с произведениями разного жанра, вида
и стиля;
• расширение круга
классических и современных произведений, при литературном анализе которых особое
внимание уделяется сравнению произведений разных авторов, жанров и тематики, а
также моделирующей деятельности учащихся;
• частью курса является «Литературное
слушание», идея которой – в углублении
процесса восприятия художественного произведения, поддержке и развитии интереса к чтению в тот период,
когда сам школьник еще недостаточно
владеет навыком самостоятельного чтения (1-й год обучения). Исходя из этого уроки литературного слушания решают не столько дидактические задачи, связанные с
детальным «препарированием» текста,
сколько развивают оценочные суждения первоклассников и умение анализировать эмоциональные состояния,
вызванные слушанием конкретного произведения.
Математика:
•курс устанавливает перспективу
математического образования учащихся. Она обеспечивается реализацией деятельностного подхода к обучению младших школьников
средствами арифметического, алгебраического, геометрического и логического
содержания учебного материала;
• развитие
математических представлений осуществляется по пяти взаимосвязанным содержательным
линиям курса: элементы арифметики;
величины и их измерение; логико-математические понятия; элементы алгебры; элементы
геометрии;
• в процессе учебного
диалога ученики учатся определять способ построения и решения учебной задачи.
Такой подход позволяет существенно повысить уровень математического
образования школьников, развить их мышление и воспитать устойчивый интерес к
занятиям математикой.
Окружающий мир:
•интегрированный и
культурологический характер курса позволяет учитывать особенности восприятия
младшим школьником окружающего мира,
развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности; основанием для интеграции природоведческих и
обществоведческих знаний является
рассмотрение места и роли человека в природе и в
обществе, а ведущей идеей обновления содержания - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих
формировать его готовность к
разнообразному взаимодействию с окружающим миром;
• в методике обучения
преобладают поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда
могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях,
размышлять, фантазировать, играть (рабочие тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся
познавать окружающий мир»).
В ходе начального образования у младшего
школьника формируются умения учебной деятельности, позволяющие ему успешно
адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому
учебно-методическому комплекту.
Ведущими характеристиками выпускника
начальной школы являются его способность самостоятельно мыслить, анализировать
любой вопрос; умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку
зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу.
Отсюда две методические особенности УМК. Так, работая с учебно-методическим комплектом
«Начальная школа XXI
века», школьник осваивает принципиально другую роль - не просто «зритель»,
«слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания: ученик
может выдвинуть свою гипотезу (рубрика
учебника «Выскажи предположение»), выбрать и обосновать свой путь решения
учебной задачи, вступить в дискуссию (задания «Выскажи свое мнение»). В этом случае меняются место и роль образца (правила,
способа, вывода и пр.). Он не предъявляется учителем в начале познавательной деятельности как не подлежащий
обсуждению, а рождается в процессе
коллективной работы и часто завершает ее, что дает возможность каждому ученику «открыть» для себя и сознательно принять
научное знание. А также усиление внимания к творческой деятельности
учащихся, основанной на инициативе и
самостоятельности каждого школьника. Это достигается применением в
методике обучения «скрытых» образцов, преобладанием заданий проблемного характера (по сравнению с репродуктивными), наличием системы специальных творческих заданий,
усложняющихся от класса к классу.
Развитие творчества авторы тесно связывают с совершенствованием такого психического процесса, как
воображение, поэтому в учебно-методическом комплекте впервые
разработана система использования ролевой
игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого
поведения, а значит, воображение и творчество ученика.
УМК "Начальная школа XXI
века" (под редакцией проф. Виноградовой Н.Ф.) стал победителем
"Конкурса по созданию учебников нового поколения для средней школы",
проводимого Национальным Фондом подготовки кадров и Министерством образования
РФ.
Комплект был включен в список учебной
литературы, рекомендованной образовательным учреждениям, участвующим в
эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования.
Выражением общественного признания УМК стали
отраслевые и правительственные награды комплекта. В 2001 г. комплект стал
победителем в номинации "Учебник XXI века" и обладателем книжного
"Оскара" на XIV Московской международной книжной ярмарке.
В 2002 г. комплект удостоен Премии Президента
РФ в области образования.